0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Показания к назначению антибактериальных препаратов

Записки детского врача

Медицинский блог по педиатрии

Основы антибиотикотерапии

К одному из великих открытий ХХ века в медицине, относиться открытие антибиотиков.
Значение эры антибиотиков можно показать на конкретном примере, особенно понятном врачам — педиатрам: летальность от пневмонии детей до 3-х лет до применения антибиотиков составляла 30%, детей старше 3-х лет— 15%, летальность от крупозной пневмонии— 84,5%, она была почти абсолютно смертельным заболеванием.

Применение современных антибиотиков обеспечивает возможность не допускать летальность от внебольничной пневмонии.

Антибиотик – вещество микробного, животного, или растительного происхождения, способное подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель.

Помимо антибиотиков, существует значительное число препаратов различных фармакологических групп, полученных синтетическим путем, которые оказывают антимикробное действие: сульфаниламиды, препараты, созданные на основе триметоприма, производные нитрофурана, 8-оксихинолона, хиноксалина, фторхинолоны, нитроимидазолы и др.

Антибиотикотерапия — это лечение больных инфекционными заболеваниями, вызванными микроорганизмами, при помощи лекарственных средств, специфически действующих на эти микроорганизмы.

.Классификация:

1. С учетом механизма действия антибиотики разделяют на три основные группы:

— ингибиторы синтеза клеточной стенки микроорганизма: пенициллины, цефалоспорины, монобактамы, карбапенемы, гликопептиды (ванкомицин, тейкопланин), бацитрацин, циклосерин;

— антибиотики, нарушающие молекулярную организацию и функции клеточных мембран: фосфомицин, полимиксин, нистатин, леворин, амфотерицин;

— антибиотики, подавляющие синтез белка и нуклеиновых кислот:
а) ингибиторы синтеза белка на уровне рибосом: хлорамфеникол, тетрациклины, макролиды, линкомицин, клиндамицин, аминогликозиды, фузидин;
б) ингибиторы РНК-полимеразы (рифампицин)

2.-По химическому строению выделяют такие группы антибиотиков:

— бета-лактамы; аминогликозиды; хлорамфеникол; тетрациклины; макролиды; азалиды; линкомицин; фузидин; ансамакролиды (рифампицин); полимиксины; полиены.

3. Разделение антибиотиков по спектру противомикробного действия:

а) препараты, действующие преимущественно на грамположительные (+) бактерии.
В эту группу входят бензилпенициллин, феноксиметилпенициллин, бициллины, пенициллиназоустойчивые пенициллины (оксациллин, диклоксациллин), цефалоспорины первого поколения, макролиды, ванкомицин, линкомицин;

б) антибиотики широкого спектра действия, активные в отношении
Г (+) и Г (-) микроорганизмов: хлорамфеникол, тетрациклины, аминогликозиды, полусинтетические пенициллины широкого спектра действия (ампициллин, карбенициллин, азлоциллин) и цефалоспорины второго поколения (цефуроксим,);

в) антибиотики с преимущественной активностью в отношении Г ( — ) бактерий: полимиксины, цефалоспорины третьего поколения;

г) противотуберкулезные антибиотики: стрептомицин, рифампицин, флоримицин;

д) противогрибковые антибиотики: нистатин, леворин, гризеофульвин, амфотерицин В, интраконазол, кетоканазол, миконазол, флуконазол, флуцитозим, клотримазол.

4. В зависимости от типа действия на микробную клетку антибиотики подразделяют на 2 группы:

— бактерицидные: пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды, рифампицин, полимиксины;

— бактериостатические: макролиды, тетрациклины, линкомицин, хлорамфеникол.

Принципы антибиотикотерапии:

— главный принцип — назначение антибактериального препарата в соответствии с чувствительностью возбудителя;
— антибиотик должен создавать терапевтическую концентрацию в очаге инфекции;
— выбор антибиотика с максимальной эффективностью и минимальной токсичностью.

Антибиотики эффективны только при бактериальных инфекциях.

Показанием к назначению антибиотиков является:

— длительная (более 3-х дней) лихорадка,
— выраженная интоксикация,
— наличие соответствующей клинической картины и гематологических сдвигов, обусловленных бактериальной или атипичной флорой.

Оценка эффекта и смена препарата.

Продолжать лечение стартовым антибиотиком имеет смысл только при наступлении эффекта, который при острых заболеваниях наступает через 36-48 часов от его начала.

Полный эффект— падение температуры ниже 38°С, улучшение общего состояния, появление аппетита, уменьшение клинических проявлений. Это указывает на чувствительность возбудителя к препарату и позволяет продолжить его прием.

Отсутствие эффекта— сохранение фебрильной температуры при ухудшении состояния или нарастании патологических изменений в очаге и общих расстройств (одышки, токсикоза и др.) требуется смены антибиотика.

Длительность терапии должна быть достаточной для подавления жизнедеятельности возбудителя, с тем, чтобы его инактивацию и элиминацию из организма осуществили иммунологические механизмы.

При острой инфекции достаточно продолжение лечения в течение 2-х дней после падения температуры, исчезновения болей и т.д.

Однако длительность терапии определяется не только непосредственным клиническим эффектом, но и необходимостью эрадикации возбудителя (полного уничтожения). При многих процессах оптимальная длительность лечения установлена экспериментально — 7-10 дней.

Резюмируя выше сказанное видно, что у медицины есть большой арсенал антибактериальных препаратов. Но, несмотря на это иногда трудно подобрать эффективный антибиотик.

Среди причин недостаточной эффективности антибактериальной терапии у детей можно выделить следующие:

— рост резистентности микроорганизмов к традиционным антибактериальным препаратам, используемым в педиатрии (пенициллины, макролиды);

— увеличение числа детей с дефектами факторов защиты, не способных к полной элиминации возбудителя из организма в процессе лечения и являющихся потенциальным источником распространения резистентных патогенных штаммов (особенно в детских коллективах);

— возникновение новых видов возбудителей и их ассоциацией;

— сложность выбора антибактериального препарата из-за ограниченного круга антибактериальных препаратов, разрешенных к применению в педиатрической практике.

Только рациональное использование антибиотиков может уменьшить рост резистентности микроорганизмов и тем самым увеличить эффективность антибиотикотерапии.

Показания для назначения антибактериальной терапии

— Осложнение бактериальной этиологии.

— Респираторные заболевания невирусного генеза (микоплазмоз, хламидиоз) – назначаются макролиды.

-Лихорадка больше 3-х дней,

-Симптомы интоксикации, сохраняющиеся больше 3-х дней,

-Слизисто-гнойный или гнойный характер мокроты,

-Ранний возраст ребенка с неблагоприятным преморбидным фоном,

-Наличие клинической картины – бронхиолита или пневмонии,

-Наличие бронхообструктивного синдрома с признаками дыхательной недостаточности.

Препараты выбора – пенициллины, макролиды, цефалоспорины.

При очаговых поражениях рота- и носоглотки назначаются препараты с местным противовосполительным и антимикробным действием: гексорал (орошение или ингаляции 2 раза в сутки), биопарокс (4-х кратные ингаляции), фарингосепт (1 таблетка 3-4 раза в сутки, рассасывать), септолете (детям старше 4-х лет рассасывать до 4-х пастилок в сутки, старше 10 лет — до 6 пастилок), йокс ( 2 раза в сутки в виде ингаляций), тантум-верде.

Противоэпидемические мероприятия непосредственно в очаге ОРВИ не проводятся, однако, существует определенный режим работы детских лечебных учреждений в условиях эпидемии гриппа:

1. С момента объявления эпидемии в поликлинике развертывается гриппозное отделение во главе с опытным заведующим и старшей медицинской сестрой. Отделение функционирует авто­номно: имеется отдельный вход, кабинет доврачебного осмотра, помещение для взятия крови. Отделение работает в две смены с 30-минутным перерывом для проведения влажной уборки, про­ветривания, УФО.

2. В соматических стационарах прекращается допуск посетителей к больным, усиливается санитарно-гигиенический режим и режим УФО. При появлении у больных симптомов ОРВИ они помещаются в отдельную палату или бокс, у лиц, бывших в контакте, и у персонала проводится экстренная профилактика гриппа.

3. В отделении новорожденных больные дети изолируются в боксы с отдельным обслуживающим персоналом на 7 — 10 дней, за остальными устанавливается наблюдение с ежедневным двукратным измерением температуры и осмотром слизистой носоглотки. Если заболевает мать, то при кормлении ребенка она должна надеть свежую четырехслойную маску. После кормления пеленки новорожденного меняются. Среди новорожденных проводится экстренная профилактика препаратами интерферона (по 2 — 3 капли в каждый носовой ход 2 — 3 раза и сутки).

4. В детских дошкольных учреждениях усиливается режим утреннего приема детей с отстранением больных, обеспечивается УФО помещений.

7. Задания на усвоение темы занятия:

1. Контрольные вопросы:

  1. Возрастная структура ОРИ.
  2. Влияние повышенной респираторной заболеваемости на здоровье детей.
  3. Патогенез ОРИ.
  4. Роль вторичной инфекции в патогенезе ОРИ.
  5. Напряжение иммунитета у детей, перенесших ОРИ в зависимости от возраста и вида инфекции.
  6. Особенности синдромов интоксикации и катара верхних дыхательных путей при различных ОРВИ (грипп, парагрипп, АВИ, рино-, рео-, РС-, коронавирусная инфекция, микоплазмозе.
  7. Уровень преимущественного поражения дыхательных путей при различных ОРИ.
  8. Классификация ОРИ, принципы построения.
  9. Критерии тяжести при ОРИ.
  10. Методы специфической диагностики ОРИ.
  11. Показания к госпитализации больных ОРИ.
  12. Осложнения и неотложные состояния при ОРИ.
  13. Лечение больных ОРИ в амбулаторных и стационарных условиях.
  14. Профилактика ОРИ в детских учреждениях.
  15. Специфическая и неспецифическая профилактика ОРИ.
Читать еще:  От сухого кашля детям от 5 лет

2. Ситуационные задачи:

1.Провести дифференциальный диагноз гриппа с аденовирусной инфекцией:

Эталон ответа к заданию 1:

Задание 2: Коля К., 1г.6 мес., доставлен в больницу в 3 часа ночи скорой помощью с диагнозом ОРЗ, «ложный круп». Мальчик родился доношенным, развивался нормально, ничем не болел. Посещает детские ясли, в группе несколько детей болели ОРЗ. Настоящее заболевание началось внезапно. Накануне был здоров. В 2 часа ночи возник грубый, лающий кашель, ребенок начал задыхаться. При поступлении температура 38 гр., состояние тяжелое. Шумное дыхание, значительные втяжения уступчивых мест грудной клетки. Частый, грубый, лающий кашель. Голос хрипловатый, но со звонкими нотками. Зев чист, небольшой насморк. В легких везикулярное дыхание. Сердечная деятельность удовлетворительная. Пульс ритмичный, хорошего наполнения, цианоза нет.

После проведенного лечения состояние улучшилось, ребенок уснул. Дыхание во время сна спокойное. Утром редкий кашель, легкие втяжения податливых мест грудной клетки возникают лишь при беспокойстве ребенка.

2.Назначьте обследование для выяснения этиологии

Эталон ответа к заданию 2:

1.Острое респираторное заболевание, круп, стеноз 1 степени.

2.Иммунофлюоресценция, определение динамики противовирусных антител в парных сыворотках

3.Горячая ванна, теплое питье, ингаляции содово-масляные, антибиотики, димедрол 0,01*3 р в сутки

Задание 3: Надя М., 7 мес., поступила в больницу на 7 день болезни с диагнозом ОРЗ, правосторонний этмоидит. Родилась доношенной, вскармливается естественно, развивается правильно. С 3 месячного возраста отмечаются явления экссудативного диатеза. В возрасте 5 мес. перенесла ОРЗ, пневмонию, в связи с чем был отвод от прививки АКДС. Заболевание началось остро. Покраснели глаза, появился кашель, насморк. Температура в течение недели держится 38 градусов. Последние 3 дня стул до 3-4 раз в день, разжиженный без слизи. При поступлении состояние средней тяжести. Активна, аппетит сохранен. Резко нарушено носовое дыхание, обильные слизистые выделения из носа. Отечность век, сужение глазных щелей, больше справа. Конъюнктива резко отечна, гиперемирована, разрыхлена. На нижнем веке справа сероватая пленка, плотно спаянная с конъюнктивой. Влажный кашель. В легких пуэрильное дыхание, единичные влажные хрипы. Тоны сердца громкие. Зев умеренно гиперемирован. Печень увеличена на 3 см., селезенка – на 1 см. Сигма эластичная. Анус сомкнут.

Назначьте лабораторное обследование, подтверждающее диагноз, назначьте кормление и лечение.

Эталон ответа к задаче 3: 1. Аденовирусная инфекция

2.Иммунофлюоресценция, определение динамики противовирусных антител в парных сыворотках.

3.Кормить через 4 часа 5 раз в день, грудью матери – 4 раза, 10% манная каша 180г.*1 раз, антибиотики, димедрол 0,005*3 раза, витамины В1, В2 0,003*2 раза, 0,1*2 раза и др.

Задание 4:

Ира С., 8 лет, поступила в реанимационное отделение в 22ч. с диагнозом эписиндром. Развивалась нормально, учится хорошо. Перенесла ветряную оспу в возрасте 3 лет, эпидемический паротит в 5 лет, изредка болела ОРЗ. Мать неделю назад заболела гриппом. Девочка заболела, будучи совершенно здоровой, в 18 часов. Пожаловалась на головную боль, 2 раза была рвота. В 20 часов потеряла сознание, возникли тонико-клонические судороги. Госпитализирована в больницу в очень тяжелом состоянии. Судороги не прекращались. При поступлении в реанимационное отделение состояние крайне тяжелое, температура 40 градусов. Без сознания, периодически возникают приступы тонико-клонических судорог конечностей. Резко выражен цианоз лица, акроцианоз, одышка. Изредка покашливает. В легких перкуторный звук с коробочным оттенком, дыхание везикулярное, без хрипов. Тоны сердца учащены, приглушены. Пульс среднего наполнения, ритмичный. Зев диффузно гиперемирован, задняя стенка бугристая. Живот мягкий, безболезненный. Менингеальных явлений нет. Общая мышечная гипотония. Брюшные и коленные рефлексы угнетены. Черепно-мозговая иннервация не нарушена. Мочится редко, малыми порциями.

Эталон к заданию 4: 1. Грипп, тяжелая форма

2. ОАК, ОАМ, рентгенограмма грудной клетки, иммунофлюоресценция, определение динамики противовирусных антител в парных сыворотках, КЩР, гематокрит, электролиты.

3. Противогриппозный гамма-глобулин 2 дозы, в/в струйно гемодез 100,0, в/в струйно 20% р-р глюкозы 20,0 с аскорбиновой кислотой, кокарбоксилазой, строфантином, гидрокортизон 75 ед. в/в, в/в капельно р-р Рингера 100,0 р-р глюкозы 100,0, гемодез 100,0, лазикс 1,0 в/м антибиотики, литическая смесь в/м, холод к голове и крупным сосудам

Задание 5: Вася Н., 2 г.5 мес., поступил в больницу с диагнозом острый аппендицит на 2 день болезни. Посещает детские ясли. В группе несколько детей болеют острыми респираторными заболеваниями. Мальчик в течение недели кашлял, был насморк, температура 37,5 градусов, последующие 3 дня температура была нормальной. Затем снова повышение температуры до 38 градусов, 2 раза рвота, жалобы на боли в животе. При поступлении температура 38,5 градусов. Остаточные явления назофарингита, резко гиперемирована конъюнктива, отечные веки. В легких везикулярное дыхание, сердечная деятельность удовлетворительная. Язык влажный, слегка обложен. Боли носят приступообразный характер, локализуются по всему животу, затем в правой подвздошной области. Появилось слабо выраженное напряжение передней брюшной стенки. Сделана операция аппендэктомия, во время которой обнаружен неизмененный червеобразный отросток, а при ревизии брюшной полости выявлены увеличенные до 2-3 см, плотные. Багровые мезентериальные лимфоузлы.

Эталон к заданию 5: 1. Острое респираторное заболевание, мезаденит

2.Иммунофлюоресценция, определение динамики противовирусных антител в парных сыворотках, вирусологическое исследование мезентериального лимфоузла

Задание 6: В период эпидемии гриппа в яслях в младшей круглосуточной группе заболело 3 детей. Клинические проявления: температура 37,6-38 градусов, умеренно выраженный насморк, кашель, общее состояние детей нарушено нерезко. Аппетит сохранен, сон спокойный.

Какие исследования следует провести, какие профилактические мероприятия

Эталон к заданию 6: Взять носоглоточные смывы у заболевших для вирусологических исследований, иммунофлюоресценции, парные сыворотки крови для РТГА. Изоляция заболевших, влажная уборка, режим, проветривание, оксолиновая мазь и маски для персонала, интерферон закапывать в нос 3 раза в день в течение месяца.

3.Тестовый контроль: Указать один вариант ответов.

1. Для экспресс-диагностики аденовирусной инфекции применяется реакция:

а) связывания комплемента

б) торможения гемагглютинации

2. Степень стеноза гортани определяет:

а) наличие в легких влажных хрипов

б) степень дыхательной недостаточности

в) шумное дыхание

3. Симптомами аденовирусной инфекции являются:

а) катаральные явления в ротоглотке, увеличение шейных лимфоузлов

б) боли в суставах, увеличение шейных лимфоузлов, узловатая эритема

в) увеличение шейных лимфоузлов, узловатая эритема

г) конъюнктивит, увеличение шейных лимфоузлов, катаральные явления в ротоглотке

4. Фарингоконъюнктивальная лихорадка наблюдается при:

а) риновирусной инфекиии

в) аденовирусной инфекции

5. При респираторно-синцитиальной инфекции у детей 1 года жизни отмечается:

109.248.200.192 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Антибиотики – принцип действия, классификация, показания и противопоказания

Антибиотики – это группа препаратов, каждый из которых способен уничтожать бактерии определенного вида. Медики постоянно ведут споры по поводу правомерности назначения таких лекарств, ведь большинство из них пресекает деятельность и вредных и полезных бактерий в организме, вызывая сопутствующие заболевания. Но очевидно, что лечение сложных болезней с инфекционной природой провести без антибиотиков сложно.

Читать еще:  Нурофен от температуры взрослым

Принцип действия

В зависимости от активного компонента, антибиотики делятся на две большие группы.

  • Бактериостатические блокируют репродуктивную функцию вредоносных бактерий, не давая заболеванию распространиться. Имеющиеся болезнетворные клетки уничтожаются иммунной системой человека.
  • Бактерицидные антибиотики уничтожают причину возникновения заболевания.

Важно понимать, что каждый препарат эффективен только для определенного списка микроорганизмов, поэтому лечение подобными средствами без предварительной диагностики не назначают.

Классификация

Казалось бы, что в многообразии антибиотиков невозможно найти какую-нибудь упорядоченную структуру. На самом деле это не так, ведь каждое лекарственное средство относится к одной из 11 групп. Они кардинально отличаются друг от друга компонентами и химическими формулами, а вот препараты в пределах одной группы похожи. Специалисты выделяют:

  • Пенициллин и его производные;
  • Цефалоспорины (в большинстве своем обладают бактерицидным действием);
  • Макролиды (бактериостатические препараты);
  • Аминогликозиды – очень токсичны и используются для избавления от бактерий в области мочеполовой системы, а также для лечения фурункулеза;
  • Тетрациклины;
  • Фторхинолоны – антибиотики, не имеющие природного аналога, применяются в отоларингологии;
  • Линкозамиды – препараты на природной основе, степень эффективности которых зависит от концентрации;
  • Карбапенемы – сильные лекарственные средства нового поколения, которые назначают в сложных случаях, если другие антибиотики неэффективны;
  • Полимиксины – очень токсичные лекарства узкой направленности;
  • Противосикозные препараты – назначают для избавления от грибков разных видов;
  • Противотуберкулезные средства эффективны только в отношении к туберкулезной палочки и являются основными препаратами для лечения заболевания.

Несмотря на то, что многие антибиотики продаются без рецепта, назначать их прием должен врач. Неправильное лечение будет неэффективным и может стать причиной развития осложнений.

Способы приема

Допускаются различные формы выпуска лекарственных средств антибиотического значения – это капсулы, таблетки, растворы для инъекций, мази и гели. Тем самым определяется один из способов приема препарата.

  • Перорально – внутрь, через рот согласно инструкции.
  • Местно – путем смазывания кожных покровов на пораженной области.
  • Инъекционно – с помощью уколов внутривенно или внутримышечно.

Для простых заболеваний выпускают антибиотики для перорального приема. Местные препараты используют для избавления от грибковых инфекций. Инъекции делают в случаях сложных заболеваний, а также тогда, когда пациент не может принять таблетки самостоятельно.

Противопоказания и побочные эффекты

У каждого препарата свой список противопоказаний, который необходимо учитывать при лечении заболевания. Однако все они имеют ряд общих ограничений.

  • Период беременности и лактации;
  • Ярко выраженная аллергическая реакция на компоненты препарата;
  • Алкогольное опьянение.

Лечение женщины во время вынашивания ребенка в любом случае проводится под наблюдением специалиста. Некоторые антибактериальные средства в редких случаях могут назначить, если подобный риск оправдан. Однако врачи стараются не прибегать к подобным методикам.

Лечение детей проводится по той же схеме, что и взрослых, то есть сначала определяется диагноз, затем назначается лекарство, прием которого осуществляют по схеме указанной в инструкции или прописанной лечащим врачом. Главное отличие – это уменьшенная концентрация активного компонента препарата из расчета на 1 кг веса.

Среди побочных эффектов приема антибиотиков чаще всего наблюдают:

  • Ослабление иммунной системы организма;
  • Расстройство желудочно-кишечного тракта;
  • Нарушение нормального обмена веществ;
  • Токсические реакции.

Другие возможные побочные эффекты определяются для каждого препарата индивидуально.

Антибиотики в профилактических целях

Обычно профилактика столь серьезными препаратами не проводится, но в некоторых случаях их прием необходим для предотвращения возникновения осложнений.

  • Хирургическое вмешательство.
  • Объемная открытая загрязненная рана.
  • Профилактика сифилиса при близком контакте с больным человеком.
  • Профилактика осложнений ангины у детей.

Какой бы ни была причина лечения сильными лекарственными средствами, надо всегда помнить о соблюдении дозировки препарата и продолжительности лечения. Прием антибиотиков в течение длительного времени категорически воспрещен.

Средства народной медицины

Антибактериальные лекарства бывают синтетические, полусинтетические, а также созданные на природной основе. Это означает, что для некоторых средств можно найти аналоги среди рецептов народной медицины. На ранних стадиях развития заболевания лечение природными антибиотиками весьма эффективно и более безопасно, чем применение таблеток.

Базилик

Природное антибактериальное средство, способное очистить организм от различных инфекций. В пищу употребляют свежим в неограниченных количествах – можно добавлять в салат, к бутербродам или готовым первым и вторым блюдам. Базилик нельзя замораживать, поскольку его полезные свойства теряются, и он становится обычной растительной приправой к пище.

  • Лекарственный отвар эффективен при ангине, гастрите и колите. Для приготовления надо измельчить 4 столовых ложки листьев, залить их четвертью литра кипятка и дать настояться 15-20 минут.

Не рекомендуется злоупотреблять базиликом женщинам в период беременности и лактации, а также при наличии гормональных нарушений. С осторожностью следует включать в рацион траву людям с предрасположенностью к сгущению крови, сахарному диабету, а также тем, кто перенес инфаркт или инсульт.

Брусника

Кисловатая ягода, растущая на болотах, широко применяется в кулинарии – из нее делают компоты, морсы, варят варенье. Но мало кому известно, что в бруснике содержится более 60 полезных витаминов и минералов, в том числе и бензойная кислота, являющаяся природным бактериостатическим средством.

  • Бруснику принимают при воспалениях органов мочевыводящей системы, для снижения высокой температуры, а также для восстановления иммунной системы после тяжелого или длительного заболевания.

Эффективней всего ягода действует, если употреблять ее свежей, но также хорошо помогают морсы, компоты и витаминные чаи с ее использованием. Для усиления противовоспалительного эффекта можно растереть бруснику в пюре, смешать с медом и принимать в качестве пищевой добавки к десерту, чаю или кофе.

Не рекомендуется есть много ягод людям, у которых наблюдается повышенная кислотность желудка и другие проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Голубика

Крупные голубые ягоды очень вкусные и являются источником витаминов. Кроме того, голубика – природный аналог аспирина.

  • Она помогает снизить температуру, ослабляет болевой синдром и блокирует развитие и распространение бактерий в организме. Компоты и морсы из голубики – эффективные вспомогательные средства в борьбе с воспалительными процессами в легких и органах мочевыводящей системы.

Максимальная концентрация полезных веществ содержится в свежих ягодах. Если хочется запастись голубикой впрок, то не обязательно ее морозить – достаточно перетереть плоды в кашицу, смешать с сахаром и закатать в банки. При возникновении простуды из такого варенья делают морс или используют его в качестве десерта.

Имбирь

О чудодейственных свойствах имбиря в Японии слагают легенды. Считается, что растение помогает избавиться от паразитарной инвазии, а потому его добавляют в блюда, употребляемые в сыром виде. Кстати, это одна из главных причин, по которой такое известное блюдо как роллы подают вместе с маринованным имбирем.

  • Лабораторные исследования доказали, что корень растения помогает избавиться от микробов, обладает противовоспалительным и жаропонижающим свойствами. Его используют для лечения острых респираторных заболеваний, ринитов, ангины, бронхита.
Читать еще:  Порошки от температуры для детей

Принимают имбирь свежим, в виде добавки к чаю, или же маринованным в качестве приправы к основному блюду – рыбному или мясному.

С осторожностью следует отнестись к использованию имбиря людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и аллергикам в период обострений.

Корица

Эта пряность пользуется популярностью в кулинарии – ее добавляют в выпечку, ею украшают готовые десерты, а кофе с корицей хорошо согревает после продолжительной прогулки в морозный день. И мало кому известно, что корица – сильнейший природный антибиотик, который к тому же активирует иммунную систему и приводит организм в тонус.

  • Повышенное потребление корицы рекомендовано при простуде, мигренях, метеоризме и диарее. Также доказано, что ароматная пряность способствует избавлению от депрессии и сезонного уныния.

Корицу можно принимать в качестве добавки в различные напитки – чай, кофе, горячее молоко. Отвар коричных палочек поможет справиться с болями в горле при систематическом полоскании. А спиртовой настой способствует лечению туберкулеза.
Воздержаться от обильного содержания корицы в пище рекомендуется женщинам в период беременности, во избежание преждевременных родов, а также людям, склонным к внутренним кровотечениям.

Включая в рацион природные антибиотики, следует помнить, что они наиболее эффективны в профилактике различных заболеваний, а не в их лечении. Если состояние заболевшего стремительно ухудшается, то надо обязательно обратиться к врачу за назначением традиционного лечения.

Почему и как специалист назначает антибиотики

Это приводит к тому, что ими либо злоупотребляют и практикуют опасное самолечение, либо, наоборот, относятся крайне недоверчиво. Но назначать антибиотики должен только специалист. Давайте же разберемся, в каких случаях специалист может прописать антибактериальную терапию, а в каких – обойтись симптоматическим лечением?

Значительная часть россиян (по данным опроса 2011 года, проведенного ВЦИОМ, — 46% населения) считают антибиотики панацеей от любых болезней. Такие пациенты чуть ли не при первых признаках заболевания бегут в аптеку или требуют от докторов выписать «что-нибудь посильнее». Другая часть поступает наоборот: начитавшись и наслушавшись «страшилок» о побочных эффектах из не совсем достоверных источников, относится к антибактериальным препаратам с недоверием, не приемлет их использование или вовсе считает бесполезной «отравой» и не следует назначениям специалиста.

В каких случаях специалист назначает антибиотики?

Антибактериальные препараты нужно (но именно нужно!) применять, когда есть клинически обоснованные показания к их назначению — наличие бактериальной инфекции, возникшей самостоятельно (например, кишечной), либо на фоне вирусного заболевания. Самый частый пример: пневмония, бронхит или отит, осложнения, развивающиеся на фоне гриппа. Но при ОРВИ, гриппе, кори, краснухе и других вирусных заболеваниях без видимого бактериального очага применение антибиотиков нецелесообразно. Ведь само слово «антибиотик» сообщает нам, что эти препараты, вне зависимости от их группы и действующих веществ, работают только против бактерий и не помогают в случае вирусной инфекции.

Вот почему специалист назначает антибиотики лишь после тщательного осмотра пациента, а в некоторых случаях — только после лабораторной диагностики, при наличии документированной или предполагаемой бактериальной инфекции. Дело в том, что одно и то же заболевание могут вызвать разные бактерии (и для каждой группы есть «свои» антибиотики), а отдельные инфекции могут иметь как вирусную, так и бактериальную природу.

Потенциальные бактериальные осложнения

Например, отит (воспаление уха), одно из самых частых бактериальных осложнений ОРВИ у дошкольников, вызывают пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и др угие бактерии. Они же являются основными возбудителями синусита (воспаления слизистой оболочки пазух носа), реже его провоцируют золотистый стафилококк и пиогенный стрептококк. А вот острый тонзиллофарингит (в простонародье ангина) в большинстве случаев имеет вирусную природу. Если же развитие ангины носит бактериальный характер, то почти всегда ее возбудитель — бета-гемолитический стрептококк группы А, чувствительный к β-лактамным антибиотикам: пенициллинам, цефалоспоринам, карбапенемам. Узнать же, какую природу имеет ангина, может только специалист и только на основании лабораторных исследований. А это нужно сделать обязательно: при вирусном тонзиллите антибиотики будут бессильны и могут привести к устойчивости бактерий, но при бактериальном характере этого заболевания они исключат риск развития осложнений: гнойного шейного лимфаденита, абсцессов и др.

Когда специалист принимает решение о назначении антибиотиков?

Иногда причиной для незамедлительного начала приема антибиотиков становится сам факт бактериального заболевания — например, тяжелого отита. В других случаях основанием для антибактериальной терапии часто становится отсутствие положительной динамики при симптоматическом лечении. Например, вы или ваш ребенок подхватили ОРВИ — заболело горло, поднялась температура, начался кашель, но назначенные специалистом противовирусные препараты и симптоматическое лечение: постельный режим, обильное питье не помогают, состояние не улучшается.

Принимать решение о назначении антибиотиков специалист будет и в случае, если после трех дней лечения температура не снижается, а также, если на фоне симптоматического лечения возникает кратковременное улучшение, но очень скоро симптомы заболевания возвращаются.

Антибактериальная терапия для детей

Антибактериальная терапия назначается детям иначе, чем взрослым. Например, ребенку в возрасте до двух лет при остром среднем отите антибиотики назначаются независимо от тяжести заболевания, а у малышей более старшего возраста — выраженной ушной боли, резком повышении температуры выше 38 градусов с ознобом, острой общей слабостью и тремором, выделениях из уха. Однако решение о назначении антибиотика специалист, все-таки, может принимать и при отсутствии видимых очагов инфекции.

Режим приема и выбор формы антибиотиков

У всех антибиотиков разный механизм воздействия и режим применения: суточная доза, кратность приема и длительность применения; одни полностью убивают бактерии, другие просто не дают им размножаться. При выборе режима применения имеют значение и возраст пациента, и сложность заболевания, а также история приема пациентом тех или иных групп антибиотиков в прошлом. Ведь у бактерий вырабатывается устойчивость к ранее применявшимся больным препаратам, в том числе в зависимости от региона проживания заболевшего. Например, в Москве и Санкт- Петербурге наблюдается устойчивость штаммов пневмококка к макролидным антибиотикам, и пневмонию, возникшую в результате бактериальной инфекции, там иногда не вылечишь препаратами этой группы.

Выбор формы антибиотика также делается на основе данных о возрасте пациента, локализации инфекции, общего состояния больного, наличия патологий и перенесенных заболеваний. Например, диспергируемые таблетки могут растворяться в воде, имеют приятный вкус, поэтому подходят для детей. Их можно брать с собой, если приходится принимать препараты в дороге или других местах, где нет возможности хранить в холодильнике антибиотики в виде суспензий. Диспергируемые таблетки практически полностью всасываются, потому отрицательное влияние на микрофлору кишечника минимально.

Антибиотики — это не универсальное лекарство, которое должно быть всегда под рукой, но это и не яд, отрицательно влияющий на иммунитет человека и убивающий в организме все полезные бактерии. При ряде заболеваний они просто жизненно необходимы, но принимать их нужно строго в соответствии с назначением специалиста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector